среда, 24 декабря 2014 г.

Судьба рождественского корабля и капитана-Санты


Я уже когда-то писал об истории, которая неразрывно связана с Рождеством. И, несмотря на то, что история та была военная, все же общий настрой её был весьма позитивным.
Новая рождественская история печальна и трагична. Но такова жизнь.
Не знаю описывались ли раньше нижеприведенные события на русском языке. Я не встречал. Может плохо искал?
Для меня оказалось непосильной задачей подобрать удачный перевод с английского выражению «Christmas Tree Ship». Получается как-то или очень длинно, или коряво. Поэтому остановлюсь, пожалуй, на «Рождественском корабле». Именно о нем и его капитане – Капитане-Санта – и пойдет речь нынче.

Christmas Tree Schooner
художник Charles Vickery

***


В промозглый, пасмурный день в конце октября 1971 года, аквалангист Гордон Кент Беллричард обнаружил на дне у западного побережья озера Мичиган 205-тонную, трехмачтовую шхуну Роуз Симмонс, которая исчезла под волнами в зимний шторм, в ноябре 1912.
Беллричард наконец открыл тайну, которая окружала судьбу столь печально известного Рождественского корабля и столь любимого многими капитана-Санта.



шхуна Роуз Симмонс (Rouse Simmons)
Это повторялось каждый год, в конце ноября. Жители Чикаго уже вовсю начинали готовиться к предстоящим рождественским праздникам. На улицах царило оживление, звучала музыка, дома начинали приобретать праздничный вид.

Шхуна Роуз Симмонс. Фотография начала 1900-х годов
И каждый год жители с нетерпением ожидали прибытия в порт старой трехмачтовый шхуны Роуз Симмонс,  которая была спущена на воду озера Мичиган с верфей Милуоки Пик в 1868 году. Её приход всегда служил сигналом для начала рождественских праздников. Шхуна ежегодно заканчивала свой сезон, доставляя в Чикаго большой груз рождественских елей.

1904

Шхуна Роуз Симмонс у причала в Чикаго. 1909.

1909
Стоя в стороне от с покупателей, за продажей вечнозеленых красавиц с борта Роуз Симмонс, наблюдали два человека: колченогий, бородатый Клод Винтерс - владелец судна, и Герман Шуенеманн - капитан парусника. Это были совершенно разные по характеру люди, но они прекрасно понимали и как нельзя лучше подходили друг другу.
Несмотря на грубый внешнего вид, Клод Винтерс был очень добрым человеком. В детстве он потерял ногу на железной дороге, поэтому не смог осуществить свою мечту, стать моряком. Клод всегда восхищался капитаном Шуенеманном, бесстрашным моряком и отличным судоводителем. Даже в сильных штормах 1889 года Роуз Симмонс, под управлением капитана Шуенеманна, не получила повреждений.

Капитан Herman E. Schuenemann (в центре). 1909.
О скупости и упрямстве Германа Шуенеманна ходили легенды. Однако он всегда был необычайно щедр и внимателен к своему коренастому одноногому другу. Как-то капитан дал Клоду серебряный доллар, говоря: «Всегда держи это при себе, и тебя ничто и никогда не сломает». Всякий раз, когда они встречались, Клод показывал другу монету и говорил: «Гляди Кэп, до сих пор как новенький! Значит мои силы потрачены не зря».
Герман Шуенеманн родился в Висконсине, на берегу озера Мичиган примерно в 1865 году. Он был средним из шести детей в семье.
9-10 ноября 1898 года в семье Шуенеманн случилась трагедия. Спустя всего лишь месяц после рождения сестер-близняшек Хейзел и Перл, старший брат Германа погиб во время плавания с грузом елей в Чикаго на борту 52-тонной двухмачтовой шхуны С. Thal. Парусник не выдержал шторма и затонул недалеко от Гленкое, штат Иллинойс. Никто из экипажа не спасся. Однако Герман продолжил семейную традицию, и в конце каждого сезона доставлял рождественские ели в Чикаго.


The Rouse Simmons
Художник Charles Vickery
Как и в прежние годы, утром 27 ноября 1912 года Клод пришел на причал Кларк-стрит, в ожидании прибытия Роуз Симмонс. Клод Винтерс нанял группу людей, чтобы разгрузить ароматный груз елей. Однако парусника всё не было. Клод был уверен, что капитан решил и в этот раз сэкономить, и приказал дрейфовать до того времени, как рассеется туман, чтобы не платить за буксир. Но к четырем часам вечера многие, из нанятых Винтерсом, устали ждать и разошлись. Клод сам чувствовал усталость, уныние и голод. Несколько буксиров прошли вверх по реке, но нигде на горизонте не виднелись паруса или топовый огонь на мачте Роуз Симмонс.
Барбара Шуенеманн и ее дочери тоже были обеспокоены, когда Роуз Симмонс не прибыла в Чикаго-Харбор в соответствии с графиком. Однако, это не было редкостью для шхуны. Она могла отстаиваться в безопасной гавани и пережидать бурю, а затем прибыть несколько дней спустя.
1912 год отличился своими жестокими штормами на Великих озерах. Сильные метели не прекращались в течение четырех дней в начале ноября. Они уничтожили десять крупных грузовых судов и забросали побережье обломками погибших кораблей. За эти четыре жутких дня погибло четыреста моряков.

Одна из последних фотографий шхуны Роуз Симмонс
Между тем, капитан Шуенеманн прекрасно понимал, что он может превратить катастрофу в удачу. Снег засыпал питомники в Мичигане и Висконсине. Продавцы елей в Чикаго отчаянно нуждались в свежем товаре. Капитан Шуенеманн был счастлив их привезти! Он привел шхуну под погрузку в порт Томпсон-Харбор, к юго-западу от Манистика, штат Мичиган. Елями были забиты все свободном места на Рауз Симмонс. До самого вечера капитан следил как деревья ряд за рядом укладывают и крепят на палубу и к бортам. Шхуна глубоко просела под тяжестью ее ароматного груза. Шуенеманн ожидал, что этот рейс может стать самым прибыльным из всех, что он когда-либо делал.

22 ноября 1912 года. Шхуна Роуз Симмонс в порту Томпсон
В пятницу, 22 Ноября 1912 года, Роуз Симмонс, тяжело нагруженная примерно 5000 елями, из которых последние 500 уложили на палубу, должна была выйти из дока в Томпсоне. Очевидцы отхода Роуз Симмонс утверждали, что корабль был похож на плавающий лес. Выход Шуенеманна однако совпал с началом жестокого зимнего шторма на озере, который отправил на дно несколько других кораблей.
Несмотря на штормовую погоду, Роуз Симмонс в полдень 25 ноября 1912 года вышла в рейс. Обычно рейс до Чикаго занимал пять дней.
Когда Роуз Симмонс легла курсом на Чикаго, она оказалась в зоне сильнейших ветров, скорость которых достигала 60-ти узлов. Старый корабль скрипел и стонал в ревущей буре. Посреди ночи два моряка были отправлены для проверки крепления груза на палубе. Огромная волна перекатилась через шхуну и смыла их. За борт с палубы было сброшено волнами много елей и небольшая лодка. Однако с уменьшенным грузом на борту, капитан Шуенеманн был в состоянии маневрировать судном, и попытался укрыться в порту Бейли.

Christmas Tree ship
художник Eric Nils Forsberg
Но судьба распорядилась иначе. Сильный ветер внезапно принес с собой яростную снежную метель и невероятно быстрое падение температуры. Толстая ледяная корка быстро затянула шхуну. Положение Роуз Симмонс ежеминутно становилось все более отчаянным. Разрушенные крышки люков уже не могли предотвратить попадание воды в трюм, где она быстро превращалась в лед.
С сигнальной башни в Стургеон Бэй, штат Висконсин, спасатели увидели сигналы бедствия Роуз Симмонс.
Вахтенный журнал спасательной станции свидетельствует, что в 2:50 после полудня, в субботу, 23 ноября 1912 года, была обнаружена шхуна (то, что это была Роуз Симмонса было неизвестно), которая шла курсом на юг. Флаг на паруснике был приспущен. Это означало, что судно терпит бедствие. Капитан Нельсон Крайт писал позднее: "Я сразу же взял бинокль, и убедился в том, что судно подает сигнал бедствия. Шхуна была в 5 и 6 милях ESE от станции. Дул сильный северо-западный ветер". Крайт начал заводить спасательный буксир, чтобы помочь шхуне, но судно уже через несколько минут, исчезло из виду.
В 3:10 после полудня Крайт позвонил на спасательную станцию, которая располагалась южнее. Капитан сообщил, что аварийная шхуна направилась на юг. Спасательная команда в 25 милях к югу начала готовить паровое спасательное судно для того, чтобы попытаться перехватить поврежденную шхуну, и вышла на поиски. Видимость была очень слабой, и два часа поисков оказались не удачными. Но тут вдруг метель внезапно прекратилась, и жалкий корабль был обнаружен. Шхуна была едва плаву и напоминала один громадный кусок льда. Спасатели отчаянно помчались к ней на всех парах, но снежный заряд снова скрыл от них терпящее бедствие судно. Темнота, сильный снег и туман не позволили отыскать Роуз Симмонс. Роуз Симмонс исчезла, и больше никто никогда её не видел.

Однако Клод Винтерс продолжал верить, что Роуз Симмонс найдется даже после того, как была найдена записка в бутылке на пляже в Шебойган, штат Висконсин. В ней говорилось: «Пятница ... всем до свидания. Я думаю, мы прошли через всё. Ночью маленькую лодку смыло за борт. Обнаружили течь. Ингвальд и Стив тоже потеряны. Да поможет нам Бог. Герман Шуенеманн».
Клод ежедневно приезжал в док. В тот канун Рождества он опять стоял под падающим снегом в ожидании Роуз Симмонс. На следующее утро полицейский нашел Винтерса замерзшим на причале. Полицейский поднял его безжизненное тело, серебряный доллар выпал из замерзших пальцев, прокатился, скользнул в щель между досок причала и пропал в черной ледяной воде.

Худшие опасения семьи Шуенеманна оправдались. И через несколько дней никаких известий о судне не поступило. В течение следующих недель и месяцев, остатки новогодних елок выбрасывало на всё побережье штата Висконсин.
В 1924 году рыбаки обнаружили в своих сетях и бумажник, завернутый в водонепроницаемый плащ. Содержимое не пострадало, и стало ясно, что это бумажник Германа Шуенеманна, капитана шхуны Рауз Симмонс. Бумажник был передан семье.

Одна из легенд, связанных с катастрофой гласит, что до отхода Роуз Симмонс из Томпсона, были замечены крысы, которые пробирались с корабля на сушу, так если бы они предчувствовали неладное.
Более того, некоторые из членов экипажа, по слухам, покинули корабль до его отхода. Существует некоторые нестыковки по поводу точного числа и личностей членов экипажа Роуз Симмонс. Но официально считается, что на борту судна находились капитан Шуенеманн, капитан Чарльз Нельсон, который был совладельцем шхуны и примерно 9 или 10 членов экипажа. Правда из некоторых источников следует, что число людей на борту судна было порядка двадцати трёх. Говорят, что Шуенеманн взял на борт партию лесорубов, возвращающихся в Чикаго.

Дочь капитана Шуенемана, Элис.1915.

Дочери капитана Шуенеманна, Хезел и Перл.1915.
Дочь капитана Шуенеманна, Элис.1928.
После трагедии Барбара и ее дочери продолжили семейный ёлочный бизнес. Чтобы привезти ели в Чикаго, они фрахтовали шхуны других судовладельцев еще в течение нескольких лет. Позже женщины стали возить вечнозеленые деревья в Чикаго на поезде. Но по прежнему продажа рождественских ёлок проводилась с палубы одной из шхун, стоящих у причала в порту. Даже после смерти Барбары в 1933 году, дочери еще в течение нескольких лет занимались продажей елей, сохраняя семейную традицию.

На протяжении многих лет, исчезновение шхуны породило множество слухов и легенд. Некоторые моряки озера Мичиган утверждали, что своими глазами выдели Роуз Симмонс, которая появлялась из ниоткуда. Посетители могилы Барбары Шуенеманн на кладбище Акация Парк в Чикаго утверждают, что в этом месте в воздухе постоянно присутствует еловый запах.

Могила Барбары Шуенеман на кладбище Акация Парк в Чикаго
Каждый год в начале декабря, судно береговой охраны США проходит последним рейсом капитана Шуенеманна и шхуны Роуз Симмонс. Оно доставляет из северного Мичигана символический груз елей в Чикаго. Капитан-Санта и экипаж Рауз Симмонс мог бы этим гордиться.

Палуба корабля береговой охраны Mackinaw
Якорь шхуны Роуз Симмонс в яхт-клубе Милуоки. 
Я не знаю связано ли это как-то с рождественским кораблем капитана Шуенемана, но и поныне существует традиция укреплять на топах мачт парусников рождественские елочки.

Шхуна Alliance. 2014.

Cutty Sark. 2014.

Шхуна Manitou. 2014.

***
Шхуна Роуз Симмонс






Комментариев нет:

Отправить комментарий