воскресенье, 5 июля 2020 г.

Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках



Информации об этом удивительном храме много.
Сохраню здесь тезисно. Исключительно, чтобы не забыть.
Фотографии мобилой, текст не причесан, записки на манжетах.


Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве

Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов». При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.
Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и по проекту архитектора К.М. Быковского полностью перестраивается трапезная. Её приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.



Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.


В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счет уменьшения их размеров и группировки фигур по две.

Все три алтарных иконостаса составляют единое художественное целое. Автором иконостаса, решенного в псевдовизантийском стиле, является академик архитектуры Ф.О. Шехтель.

Иконостас состоит из двух ярусов. Иконы первого яруса иконостаса датируются в основном второй половиной XVII — началом XVIII века. Между колоннами нижнего яруса в прямоугольных нишах, имеющих арочные завершения, помещены иконы местного чина. В верхней части иконостаса в глубине мраморных арок находится второй ряд полукруглых икон, изображения двунадесятых праздников — икон праздничного чина.


В левом (северном) пределе расположены иконы, посвященные праздникам Божией Матери, в центральной и правом южном пределе – праздники из жизни Спасителя.
Во втором ярусе иконостаса, в левом пределе – сидящая Богоматерь с младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении Сына Божия.
Резьба в иконостасе воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику древних катакомб: пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы «Сущего» — Альфа и Омега.
Витраж во Владимирском приделе изображает «Моление о чаше»

Во втором ярусе иконостаса, в правом пределе представлена своеобразная параллель композиции левого предела: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены к Богу – Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией.
Витраж в Пименовском приделе изображает явление Христа Марии Магдалине.

Под сводами находятся росписи на сюжеты евангельской истории (Ветхого завета). В северном приделе, посвященном иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные росписи изображают события из жизни Божией Матери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Рождество Христово.


На правой стене свода начиная от солеи южного Пименовского придела представлены «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице» и «Сретение Господне» — повторение оригинала Васнецова. Напротив помещено «Крещение Господне» — копия известной композиции кисти Нестерова. Между ними, на западной стене – «Воздвижение Креста Господня».


Ступенчатая форма главного иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем на руках, копию фрески В.М. Васнецова из росписи Владимирского собора в Киеве.
Ниже изображены четырех великих пророка — Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль.
Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов рост, обращенными к восседающему на престоле Спасителю.
На горнем месте в центральном алтаре помещен витраж «Воскресение Христово», выполненный на стекле, подсвечиваемом с противоположной стороны.
Над царскими вратами воссоздана композиция Васнецова «Распятый Бог — Сын» в окружении ангелов (по оригиналу В. М. Васнецова).

В центральной части сводов — изображение Святого Духа в виде голубя под сводами — двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции.

С иконостасом итальянского белого мрамора гармонирует и мраморная резная решетка на солее. В этом же стиле в XX веке были сделаны «под мрамор» большие деревянные киоты с иконами Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Казанская», находящиеся с правой и левой стороны от главного иконостаса храма.



В парусах купола трапезной помещены изображения евангелистов.
Основание свода обрамляют изображения херувимов, а в центре свода помещено изображение Святого Духа.

В своде купола представлен Богочеловек в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие.

Между окнами купола представлены изображения пророков.




В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения святых.

Первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб
Преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский
Святой мученик Трифон и Святой Долмонт
Святой благоверный князь Довмонт Псковский и Святой Никита Новгородский 
Св. преп. Александра и св. Николай Мирликийский
Св. Василий блаженный московский и Св. Константин блаженный московский
Святые Константин и Елена

Под сводами находятся росписи на сюжеты двунадесятых праздников.
С правой стороны от придела преп. Пимена Великого, изображено Сошествие Святого Духа.
Далее Преображение Господне (копия картины В.А. Котарбинского) и Сретение Господне (по оригиналу В. М. Васнецова). Напротив этого изображена сцена Крещения Господня (по картине М. В. Нестерова).
Между ними, на западной стене Воздвижение Креста Господня.

Крещения Господня (по картине М. В. Нестерова).
Воздвижение Креста Господня

В левом приделе Владимирской Иконы Божией Матери на западной стене изображен Вход Господень в Иерусалим (копия картины П. А. Сведомского).
Другие настенные изображения этого придела посвящены событиям из жизни Божией Матери
Благовещение
Рождество Богородицы
Введение во храм Богородицы
Рождество Христово (по картине М. В. Нестерова).

Во Владимирском Богородичном приделе Моление о чаше в Пименовском приделе Явление Христа Марии Магдалине

Орнаменты храма выполнены по образцам М.А. Врубеля.
Также архангелы на дьяконских вратах главного придела стилистически принадлежат М.А. Врубелю. В этом же стиле изображена сцена Благовещения на Царских вратах главного алтаря

Роспись на тему притчи о милосердном самарянине в притворе храма

Роспись на тему притчи о добром Пастыре в притворе храма.





 
Основные источники информации:









Комментариев нет:

Отправить комментарий