суббота, 6 декабря 2014 г.

Фаворитово гнездо

Если ехать по Горьковке из Москвы, то совсем скоро, за забором с двумя воротами, разнесенными метров на 600 вдоль трассы, как раз и будет усадьба Горенки.
Основной въезд в ближние к Москве ворота.




У каждого въезда были расположены симметрично домики кордегардии и два домика служебных корпусов.
Дальше по тексту я буду пользоваться для определения местоположения чего-либо в усадьбе привязкой «восток-запад, север-юг», что в данном случае весьма удобно.



1 - дом с флигелями
2 – оранжерея
3 - служебные корпуса
4 – кордегардии
5 - въездные ворота
6 - лестница к пруду
7 - грот




Домик кордегардии у западных ворот выглядят прекрасно. Видимо потому, что и сейчас используются по назначению. Восточный служебный корпус у тех же ворот выглядит лучше западного, но, похоже, не используется вовсе. Западный ободран до кирпича и обезображен какой-то диковатой пристройкой.



Чуть дальше, у здания бывшей оранжереи дорогу преграждает шлагбаум. Если он закрыт, то можно здесь оставить машину и идти пешком - осталось совсем не много. Дорога выводит нас на парадный двор перед главным зданием усадьбы.



Дворец огромен! Он состоит из центрального строения с шестиколонным портиком и боковыми, выступающими частями – экседрами. Симметрично расположены относительно центра два прямоугольных, двухэтажных флигеля, от которых крыльями в сторону пруда разбегаются колоннады, заканчивающиеся квадратными павильонами. С северной стороны всё выглядит весьма недурно. Вполне возможно из-за того, что по здания сей день используются. Сейчас во дворце располагается санаторий «Красная роза» для больных внелегочными формами туберкулеза.
Западную колоннаду скрывают деревья, но до нее еще дойдем. А сейчас пойдем дальше, обходя здание по часовой стрелке.






Проходим через сводчатый сквозной проход восточного флигеля (в западном -такого прохода нет). Дальше угадывается стрела бывшей усадебной аллеи. Если следовать в этом направлении до самого конца, то можно дойти до улиц Сергея Есенина и Степана Разина, что в современной Балашихе.
Но мы не будем удаляться, а повернем направо, вдоль стен.
Не далеко, среди останков парка можно увидеть холм с рукотворным гротом. Входы в грот забраны решетками - мера совершенно не лишняя.






Выйдя из арки восточного флигеля, мы обнаруживаем, что восточная колоннада уже вовсе не колоннада. Промежутки между колоннами перекрыты стенами, в которых пробиты окна и двери.





Обходим усадебное строение вокруг бывшей восточной колоннады… М-да-а-а! … Южный фасад, обращенный к искусственному пруду на реке Горенка, своей сохранностью порадовать не может.
Зрелище весьма и весьма печальное. А кроме всего-прочего, вдоль большей части этого фасада прилеплен какой-то жутковатый бетонный пандус на металлических швеллерах и страшноватого вида металлические наружные лестницы …





А вот и западная колоннада … да! … Беда!
В таком же разрушенном состоянии пребывает и павильон на самом конце этой колоннады, над прудом. Нет крыши и перекрытий, «подточены» колонны и разбита лестница, спускавшаяся к пруду …



У флигеля, примыкающего к главному зданию с запада, сложены бетонные блоки, рамы стеклопакетов, копошатся люди каких-то восточных национальностей. Но то, чем они заняты, на реставрацию похоже слабо. Скорее это «перестройка», и к восстановлению исторического облика усадьбы это действо отношения увы не имеет.
И конечно не найти сейчас ни фонтанов, ни беседок и скульптур в парке, ни громадных орлов, украшавших каменную лестницу спускающуюся от дворца к пруду, нет и мостиков на самом пруду. Утрачена вся внутренняя отделка и перестроены интерьеры.

***

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту.
Художник Валентин Серов, 1900, Русский музей

Из бывших владельцев Горенок стоит особо остановиться на двух фамилиях.
С 1730 этим хозяином имения был член Верховного Тайного совета Алексей Григорьевич Долгоруков. Будучи воспитателем юного царя Петра II, Долгоруков со своими родственниками фактически являлся правителем России.
Ему удалось сместить и выслать в ссылку «полудержавного властелина» - Меньшикова. Он препятствовал переезду Петра II в Санкт-Петербург. И даже в старой столице сей отрок проводил времени меньше чем в Догрогуковых Горенках.
Петр, не способный к управлению государством, ни по годам, ни по свойствам характера своего, развлекался верховой охотой, носясь по окрестным полям и перелескам.
Уже в то время Долгоруковых Горенки описывались как "палаты каменные, пруды великие, оранжереи и церковь в палатах".

Если очень грубо попытаться представить внешность дворца времен Долгоруковых, то следует от современного строения отсечь колоннады с павильонами, убрать с северной стороны флигеля и экседры, а с северного фасада – 14 колонн.

Казалось, вот-вот, и Долгоруковы дотянутся до самых-самых вершин власти. Вот уже Петр помолвлен  с дочерью светлейшего князя Алексея Григорьевича - княжной Екатериной, уже назначен день свадьбы – 19 января.
19 января – день смерти Петра II. Юный император умер от оспы. Прервалась на престоле мужская ветвь рода Романовых.
Существуют и другие версии причины смерти государя. Однако, при всей их очевидности, фактического подтверждения того, что Петру «помогли» нет. Поэтому и мы отвлекаться не будем.
А вот для Долгоруковых, со смертью Петра II и воцарением Анны Иоановны, настали черные времена. Многие были казнены Бироном, многие окончили свой путь в ссылке. В 1730-м Горенки были отобраны в казну.

С восшествием на престол Елизаветы Петровны, в 1747 году Горенки достались графу Алексею Григорьевичу Разумовскому (1709-1771). Бывший певчий Алёша Розум, стал сначала фаворитом императрицы, а затем и её морганатическим супругом. Алексей Разумовский всю жизнь хранил верность Елизавете. Ни жены, ни детей у него не было.
После смерти Алексея Григорьевича Горенками стал владеть его брат Кирилл Григорьевич (1750-1764), который передал Горенки своему сыну Алексею Кирилловичу Разумовскоиу (1748—1822).
Именно при Алексее Кирилловиче Разумовском Горенки достигли наибольшего расцвета. Дворец был полностью перестроен по проекту Менеласа. На территории усадьбы устроены оранжереи и питомники, на берегу запруженной речки сформирован парк в английском стиле, высажены аллеи, установлены мраморные статуи, павильоны и беседки, была сооружена система прудов с островами и мостиками. На участке перед домом размещался зверинец, от которого сохранились пруд "Блюдечко", остатки валов и рва.
Пейзажный парк, включавший ботанический сад, который считался лучшим в России. Коллекция Разумовского гремела в Европе. Особенно славилось собрание сибирской флоры, а всего, согласно систематическому каталогу, в "Горенках" выращивалось более трех тысяч акклиматизированных растений. Позднее они составили основу Московского ботанического сада. Здесь росли тропические деревья, сибирские и ямайские кедры, американские ели, пальмы, кипарисы и даже драцена с Канарских островов. Ботаническим садом и оранжереями с 1804-го года заведовал известный ботаник Ф.Б.Фишер, впоследствии директор Императорского ботанического сада в Санкт-Петербурге.
В Горенки неоднократно приезжали видные европейские естествоиспытатели и путешественники. В 1809 году было основано Горенковское фитогеографическое общество (в 1811 году слившееся с Московским обществом испытателей природы).
В 1812 г. здесь стояли вюртембергские части, входившие в состав армии Наполеона. Немцы вытоптали часть оранжерей и разорили дворец, был изуродован великолепный старинный парк.



Единственное здание, которое напоминает ныне о некогда знаменитом ботаническом саде - одноэтажная постройка бывшей оранжереи. Здание, протяженностью в 215 м, состоит из центрального и двух боковых павильонов, расположенных под тупым углом друг к другу. В 1920-х годах, в связи с приспособлением оранжереи под жилье, разобраны обращенные на юг деревянные остекленные теплицы, сделана коренная перепланировка с пробивкой многочисленных окон, в том числе в прежней внутренней стене.
После смерти А.К. Разумовского судьба Горенок была незавидной. Значительную часть коллекции скупили и развезли по своим усадьбам окрестные помещики. Новый владелец усадьбы - князь Юсупов вывез в своё Архангельское почти все содержимое графских теплиц. Небольшую часть растений получил университетский ботанический сад. Огромную библиотеку и гербарий выкупил сам Александр I.

А с середины XIX века усадьба попала в руки фабрикантов, которые устроили во дворце цеха, перепланировали и порушили внутренние помещения. Все пролеты между колоннами с восточной стороны были заделаны кирпичом или устроены в них большие фабричные окна.

Воссоздать прежний облик дворца попытался уже в XX веке богатый промышленник В.П.Севрюгов. Под наблюдением архитектора С.Е.Чернышева (1881 - 1963) дворец был капитально отреставрирован. Были заново отделаны фасады усадебного дома и восстановлены его интерьеры. Именно при Чернышове появились 14 колонн у южного фасада.
Реставрация была закончена в 1916 году.

А с 1917 … сами понимаете …


Комментариев нет:

Отправить комментарий